Четверг, 25.04.2024, 16:57

Муниципальное казенное
дошкольное образовательное 
учреждение 
"Детский сад № 23"
Меню сайта
Карточка ДОУ

<a href="https://bus.gov.ru/pub/info-card/82744">

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы учителя-логопеда

 

Обучение    дошкольников   чтению

Составила: Учитель – логопед Аношина В.И. 

Какие задачи выполняет обучение дошкольников чтению?

1.     Чтение развивает у ребенка восприятие звуковой структуры прочитанного слова.

     Дошкольник  легче воспринимает звуковой состав слова.

2.  Расширяет и углубляет словарный запас.

3.  Развивает связную речь.

4. Дает возможность понимать прочитанное и самому получать новые           знания.             

   5. Готовит ребенка к письму.

         Начиная процесс обучения чтению необходимо обращать внимание на желание самого ребенка обучаться чтению, а ненавязывать желание самих родителей, выделить своего малыша в среде сверстников.Дошкольники пяти лет готовы к данному виду деятельности.

Следует опираться на индивидуальные возможности и интерес самого обучающегося.

        Нельзя сравнивать успех одного ребенка с другим его сверстником, так как способности у детей разные. Одни легко усваивают слияние и быстро начинают читать, другим не дается процесс слияния гласного и согласного и воспроизведение слогов, не говоря о словах и текстах. 

Речь дошкольников на этапе обучения должна быть «чистой», т.к. в будущем это может отразиться на письме (замена парных согласных, замена Р-Л, свистящих -шипящими, пропуски звуков в речи и т.д.).

Обязательно надо поощрять ребенка даже за малый успех. Это вселяет в него уверенность всвои силы.

       Хорошим подспорьем может быть «Букварь»,автором которого является Н.С. Жукова. Надежда Сергеевна обращает свое вниманиена следующие моменты:

-устная речь должна быть хорошо развита;

(если есть нарушения звукопроизношения, то необходимо начать работу у логопеда).

-нет необходимости  учить весь алфавит, а обращаться к нему по мере знакомства с определенной буквой;

-называть изучаемую букву как соответствующий звук. Не буква «ЭМ», а буква –звук «М»;

-тексты должны быть небольшими и доступными для понимания. Большой текст недолжен быть в поле зрения ребенка, поэтому лишний текст лучше прикрывать.

-чтение должно быть послоговое слитное, а не побуквенное;

-после прочтения слога или слова попросите повторить этот слог или слово.                     

 Прочитав слово, ребенок должен пояснить его лексическое значение, а в случае затруднений взрослый сам может это сделать. Например, слово «ро-са» - это капельки воды на листве и траве рано утром. «Рой» - семья пчел и т.д.

-делайте звукобуквенный анализ слов; ( Маша - М,а,ш,а). В слове четыре звука и четыре буквы.

- определяйте место звука в слове; (в слове «роза» звук «З» стоит в середине слова и т.д.)

-подбирайте слова на данный звук, который изучаете;

Если предложение состоит из двух – трех слов, ребенок может, прочитав второе слово,забыть первое. Поэтому:

- предложите ребенку прочитать сначала первое слово, и затем последующее.

-если ребенок читает с трудом предложения, то еще какое-то время можно читатьотдельные слоги и слова.

-внимательное чтение однотипных слогов предупреждает у детей чтение по догадке

                                        МА              МО             АХ              ОМ

                                         СА               СО              АС              ОС

                                        ХА               ХО             АМ              ОХ

-обращайте внимание на то, что согласные могут быть мягкими и твердыми и, усвоив это, дети не будут допускать ошибки на письме.

          В нижней части страницы автор дает свои рекомендации и задания, что позволяет понять: доступен ли материал ребенку, может, есть необходимость усложнить или наоборот упростить его?

-постепенно переводите вашего ребенка к чтению слов и текстов, не разбитых на слоги.

Заключительным этапом будет работа над текстом:

-вопросы по содержанию;

-ответы на вопросы к тексту;

-использовать в ответах распространенные предложения;

-перессказ текста.

           Учитывая данные рекомендации, обучение дошкольников будет проходить легче и поможет в дальнейшем избежать ошибок в письменной речи, иметь развитую речь, богатый словарный запас, а книга будет лучшим другом вашему ребенку и одним из источников получения новых знаний и нужной информации.

                                                        

 

Консультация для родителей подготовительной группы

Составила: Учитель – логопед Аношина В.И.

1.Возвращаясь из детского сада, домой поговорите с ребенком о том, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите дать на них развернутые ответы. Объясните, как нужно отвечать на ваши вопросы.

 

Например:

-Какое время года наступило? ( Сейчас осень).

-Почему ты так думаешь? (На улице стало холодно, часто идут дожди).

-Назовите признаки осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, опадают.)

-Почему это происходит?   (Перестает двигаться сок).

-Что происходит с птицами осенью?(Птицы улетают в теплые края).

-А животные?  (Животные готовятся к зиме, делают запасы, впадают в спячку).

-Почему птицы улетают в теплые края? ( На улице стало холодно и голодно).

-Почему голодно?  (Они питались насекомыми.)

- А насекомые куда делись?  (Они спрятались под корою, под листвой).

-Как изменилась одежда людей и почему? (На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее)

- Что происходит в садах и огородах?   (Собрали урожай, готовят землю к следующему году, капают).

2. Помогите ребенку запомнить, что осень можно разделить: на раннюю и позднюю осень.

 

Расскажите ребенку о том, чем они отличаются друг от друга.

Ранней осенью еще тепло и это время называют бабье лето, часто светит солнце, дожди идут редко. Листья на деревьях начинают краснеть и желтеть, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи.

Появилось красивейшее осеннее явление листопад. Попросите объяснить своими словами слово «листопад»

 

Поздней осенью становится холодно, солнце светит и  уже не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья почти голые, осыпаются последние листья. Трава засыхает, завяли цветы. Заканчивается отлет птиц на юг. Наступает время заморозков, лужи покрываются тонким ледком, оставшаяся трава покрывается инеем. Скоро выпадет постоянный снег.

3. Рассмотрите с сыном или дочерью картинки «Ранняя осень» и «Поздняя осень»

 

4.Предложите ребенку рассказать по картинкам о ранней и поздней осени.

Если дошкольник затрудняется, задайте ему  наводящие вопросы, сравните картинки.

–Какое время года мы видим на первой картинке, какое на второй? (На первой картинке ранняя осень, а на второй поздняя.)

–Какой день изображен на первой картинке, и какой на второй?

(На первой картинке – ясный и солнечный, а на второй – снежный, холодный).

–Какие листья мы видим на деревьях на первой картинке? А что можно

сказать о деревьях на второй картинке? (На первой картинке на деревьях

разноцветные листья, а на второй –деревья покрыты снегом.)

 

–Какой кажется вода в пруду поздней осенью? (Темной и холодной.)

5. Можно прочитать стихотворение об осенних месяцах.

 

Осень

Три месяца, три брата                  

На смене каждый год,

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Не ограничен срок.

 

Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить

названия месяцев осени:


Сентябрь, октябрь, ноябрь,                   

С дождем и листопадом. 

 

И птицы улетают,

И детям в садик надо.

.                                                        

 

 

6. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на части (слоги).

 

Сопровождая проговаривание слов по слогам хлопками

сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.

 

-Сколько гласных в этих словах?    (Два).

 

-Значит сколько слогов в словах?   (Два)

 

-Почему так думаете?  (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

 

7. На прогулке можно потренировать ребенка в умении узнавать клен,

дуб, березу, рябину, тополь, осину, ясень. Обратить внимание на характерные особенности ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые.

 

Например. Алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья

осины, багряные листья рябины.

 

8. Игра с мячом «Осенние листья». Взрослый кидает ребенку мяч и называете дерево, ребенок, возвращая мяч, образует словосочетание с двумя прилагательными.

Например. Береза – березовые желтые листья, клен – алые кленовые листья, осина – осиновые красные листья, рябина – рябиновые оранжевые листья.

9. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко»

 

Мы у рыжих листьев

Потихоньку спросим

- Кто же вас раскрасил?

 Отвечают: … (осень)

Листья улетают,

Ветер их уносит.

Все это бывает,

Если с нами… (осень)

 

10.Заучите с ребенком следующий текст, проведите пальчиковую

гимнастику. Это способствует развитию тонкой (пальчиковой) моторики,

поможет легко запомнить относительные прилагательные: (дубовый,

кленовый, рябиновый). Можно  использовать во время минутки отдыха при письме или рисовании. Проверьте, сможет ли ребенок образовать относительные прилагательные береза, осина (березовый, осиновый…)

 

Ветер по лесу летал,

Ветер                                   Плавные волнообразные движения ладонями

листики считал:

Вот дубовый –                     Большой палец загибаем на обеих руках                                                                 

 

Вот с березки – золотой.

Вот кленовый лист – резной.                      

Вот последний лист с осинки                      Раскрываем ладошки.

Ветер бросил на тропинку.                          Опускаем руки вниз.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Цитата дня Календарь праздников